Перевозчикам опасных грузов Кировской области выдавали недействительные свидетельства

03.04.2015

«Региональный центр энергетической эффективности» в течении нескольких месяцев обучал водителей и выдавал свидетельства на перевозку опасных грузов, не имея лицензии и права принимать экзамен. По некоторым данным, всего было выдано порядка 70 недействительных свидетельств ДОПОГ. Изменения в законодательстве, несмотря на заблаговременное уведомление и указание конкретной даты, как правило, для многих вступают в силу, что называется, «как снег на голову» и для того, чтобы перестроить систему работы на новый лад, организациям требуется еще уйма времени. Так произошло и с системой выдачи водительских удостоверений на право перевозки опасных грузов. 21 декабря 2012 года в законную силу вступил приказ Минтранса РФ №202, которым предусматривались изменения нормативно-правовой базы, связанные с обучением, сдачей экзаменов и получением свидетельства ДОПОГ водителями, которые перевозят опасные грузы. Это означало, что все образовательные учреждения в Кировской области уже с 1 января 2013 могли проводить обучение только при наличии специальной аккредитации, выданной органами Ространснадзора. Менялся и сам процесс выдачи удостоверений ДОПОГ. В соответствии с новыми требованиями образовательные учреждения теперь были не вправе самостоятельно принимать экзамен у водителей и выдавать удостоверения. Эти полномочия были переданы специально созданной комиссии, в состав которой входили 6 человек от различных ведомств. Менялся и сам внешний вид бланка водительского удостоверения - с 1 января 2013 года ДОПОГ начали выдавать сроком на 5 лет, вместо прежних 3-х. Как пояснил заместитель начальника Медрегионального управления Госавтодорнадзора по Кировской области и Республике Марий Эл Василий Кощеев, в течение первого полугодия 2013 года все образовательные учреждения, занимавшиеся обучением водителей на перевозку опасных грузов, прошли процедуру утверждения своей программы и получили соответствующее удостоверение. Первым аккредитацию получило НОУ ДПО «Вяткаакадемтранс» уже 12 февраля 2013 года. После этого центр повышения квалификации начал набирать группы и обучать всех желающих. Внушительные штрафы Однако нашлись и те, кто в погоне за «клиентами», на свой страх и риск решили без соответствующих согласований с Ространснадзором продолжить набор групп водителей, их обучение и выдачу ДОПОГ сроком на 3 года. Сколько именно человек в этот период без получения аккредитации обучило КОГОБУ ДПО «Региональный центр энергетической эффективности» - сейчас сказать сложно. Как сообщил источник, знакомый с ситуацией, инцидент раскрылся после того, как 12 водителей ООО «Газэнергосеть-Нижний Новгород», прошедших обучение на перевозку грузов в указанном учебном центре, были остановлены сотрудниками ГИБДД Москвы и Московской области. Водители даже не подозревали, что перевозят опасные грузы по недействительным документам. Да и соответствовало ли их обучение требованиям стандартов - тоже не известно. Организация же в результате была оштрафована на внушительную сумму и затем обратилась за разъяснениями в «Региональный центр энергетической эффективности», потребовав возмещения убытков в размере более 100 тыс. рублей. Как пояснил главный механик ООО «ГЭН-НН» Юрий Згырча, на сегодняшний день вопрос удалось уладить, и все водители организации уже получили новые свидетельства. По данным нашего источника, выдано было в 2013 году всего порядка 60 недействительных свидетельств ДОПОГ, часть водителей так же прошла переобучение и получили новые свидетельства, а часть продолжает перевозить опасные грузы даже не подозревая о необходимости замены документов. «Многие образовательные учреждения к нам обращались, и мы давали разъяснения о том, что с 1 января 2013 года требования изменились, и по старым стандартам они не имеют право обучать. Образовательное учреждение, которое отступило, нарушило требования приказа Минтранса и провело обучение незаконно, - пояснил Василий Кощеев. - Когда встал по нему вопрос, то я дал ответ, что прежде чем формировать группу они обязаны были ознакомиться с требованиями законодательства. Пострадали в первую очередь те хозяйственные субъекты, которые направили к ним своих сотрудников и заплатили за их обучение». По словам Василия Ивановича, мера ответственности водителя и его работодателя за отсутствие или несоответствие свидетельства довольно серьезная. Сотрудники госавтоинспекции вправе не только задержать груз и поставить автомобиль на стоянку, но и оштрафовать водителя на 2-2,5 тыс. рублей или вовсе лишить водительских прав на срок до 4 месяцев. В свою очередь должностное лицо может также получить штраф от 15 до 20 тыс. рублей, а юридическое - до 500 тыс. рублей. Как пояснил Василий Кощеев, КОГОБУ ДПО «Региональный центр энергетической эффективности», согласно документам, получило аккредитацию только 15 апреля, соответственно, только с этой даты могло проводить набор водителей. В целом же на сегодняшний день обучением водителей на перевозку опасных грузов в Кировской области занимаются 9 образовательных учреждений. «Чтобы получить ДОПОГ соответствующего образца, водителям нужно снова пройти обучение и еще раз сдать экзамен специальной комиссии при межрегиональном управлении Госавтодорнадзора не только в Кировской области, но и по месту регистрации. Механизм на самом деле очень простой. Сколько еще водителей сейчас ездит по старым документам - мне не известно, но периодически ко мне обращаются с жалобами на выдачу устаревших документов», - пояснил Василий Иванович. Остается вопрос: где сейчас ездят водители с недействительными свидетельствами и какие опасные грузы они возят? Заместитель остался крайним Своей версией произошедшего поделился и директор КОГОБУ ДПО «Региональный центр энергетической эффективности» Валерий Дегтярев. По его словам, лицензия на образовательные услуги, выданная департаментом образования Кировской области, у центра обучения на тот момент была, а аккредитация, необходимая для обучения водителей, находилась «на согласовании». «В качестве заместителя директора тогда работал некий, назовем его, Николай. Им было допущено нарушение и выдано несколько свидетельств ДОПОГ, которые не соответствовали установленным образцам. Когда директор узнал об этом, то он лично обратился в транспортную инспекцию по Кировской области. Всех водителей мы обзвонили и предложили пройти повторное обучение, сдать экзамен за наш счет, поскольку это была наша ошибка. Заместитель тем временем уволился по собственному желанию, - прокомментировал Дегтярев. - Нам он пояснял, что документы в этот период выдавать было можно, потому что не было какого-то подзаконного акта. К 1 января 2013 года у нас были все документы, аккредитация находилась на согласовании». С его слов, в настоящее время образовательный процесс продолжается «в соответствии со всеми стандартами».